Данный текст является моим личным мнением. Все, что вы делаете - вы делаете на свой страх и риск. Вы предупреждены!
Новички в зимних покатушках как правило делают одни и те же ошибки. В этой теме я попытаюсь дать несколько добрых советов, следуя которым вы не испортите себе впечатление от своей первой зимней поездки на велосипеде.
Совет 1. Одевайтесь правильно!
Некоторые думают, что если они могут без перчаток пройти зимой до магазина за хлебом, то и на велосипеде прокатиться смогут. Это большая ошибка! Обязательно оденьте перчатки! Я подбирал себе перчатки достаточно долго, пока не остановился на толстых лыжных перчатках из материала винд-стопер (Windstopper - зарегистрированное название, принадлежит фирме Дюпон, по этому другие фирмы могут называть его по другому, например Windbloc).
При отсутствии перчаток из таких материалов, можно брать с собой запасные обычные, чтобы заменить ими промокшие от пота основные. Это замедлит процесс замерзания.
При езде на велосипеде зимой ветер выдувает тепло даже из самой теплой одежды. С другой стороны, непродуваемая одежда не пропускает влагу, так что буквально за несколько минут езды велосипедист мокнет насквозь. По этому существует более-менее стандартный комплект одежды, который позволит вам сохранить оптимальный баланс между непродуваемостью и сухостью.
Поверх термобелья (или на голое тело) нужно одевать флисовую кофту и флисовые же штаны. Флис - уникальный материал! Он работает как шерсть: даже сам будучи совершенно мокрым, он не вызывает неприятного ощущения мокрости на теле. А сохнет быстрее шерсти. Но ни в коем случае не одевайте вниз обычное х/б белье. Когда оно промокнет - замерзнете страшно! При температуре ниже -15 я одеваю две флисовые кофты друг на друга и двое штанов.
Поверх флиса можно одевать обычную анорачку. Это куртка и штаны из того материала, который раньше называли болоньей. Сейчас продают одежду из полиэстера и полиэфира. Некоторые считают, что супер-пупер мембранная куртка добавит комфорта при езде. А некоторые говорят, что при минусовых температурах она один фиг не работает. Так что, если у вас есть такая - попробуйте, а если нет, то может оно вам и не нужно?
Ноги в обычных ботинках тоже могут замерзнуть. Я езжу в трекинговых ботинках с шерстяным носком при температурах до -20. При более низких температурах самое лучшее - бахилы. Это такие валенки, одетые в резиновые галоши, а поверх голенища брезент. Продаются на любом рынке.
Правильная шапка на голову - шапка из винд-стопера. При плюсовых температурах вместо шапки можно надеть "ушки" - это такая полоска ткани из того же материала. Она закрывает лоб, уши и затылок, а сверху открыто. При температурах ниже -20 я одеваю ушки, а поверх - шапку. Продаются и шапки и ушки во всех магазинах тур.снаряжения в городе.
Такая экипировка вполне годится при температурах до -30 (по моему опыту).
И все же, как ни одевайся, руки или ноги все равно иногда замерзают. Лучший способ отогреть кисти рук - вращения руками вокруг плечевого сустава. Я приспособился крутить руками даже не останавливаясь. Но будьте осторожны на трассе! Во первых можно потерять равновесие, а во вторых, увидев как вы машете руками, ваши попутчики или водители могут подумать, что это какая-то команда и совершить что-нибудь неожиданное

Совет 2. Одевайте шлем!
Зимой скользко. Более скользко, чем летом. БОЛЕЕ скользко, чем летом! А падать головой больно и опасно - потом долго тошнит и рвет.
Совет 3. Берите термос
Только не стеклянный. Нужен термос с металлической колбой, чтобы не разбился. В морозный зимний день пить горячий сладкий чай намного приятней, чем холодную пепсиколу со льдом. Впрочем, если у вас нет термоса, а едете вы не один, то можно понадеяться на товарищей. Даже еще и выгоднее - ехать легче

Совет 4. Берите еду
Даже если летом вы легко могли отжечь 80 км на голодный желудок

Неправильное питание в поездке грозит в первую очередь переохлаждением. Это очень коварный враг


Более опасный симптом - сонливость. Мне натурально хочется спать прямо на байке! Она проявляется обычно после двух и более часов катания, наверное когда организм начинает перестраиваться с глюкозной на жировую энергетику, а жир горит медленно и не дает нужного количества энергии. Это состояние опасно катастрофической потерей бдительности на дороге. ЛОПАЙТЕ СЛАДКОЕ!
Серьезная еда (жир, мясо, молочное) в краткосрочной перспективе не помогает, а делает только хуже. Не спрашивайте меня почему, но после полноценного обеда всегда становится сильно холодно. Я не могу объяснить причин этого явления, просто знаю, что нужно перетерпеть. Холод длится минут 20-30, даже если интенсивно педалировать. Потом все приходит в норму.
Совет 5. Следите за обморожениями
Я сам обмораживался только один раз и один раз видел обмороженного попутчика, вернее попутчицу (утя, привет

Совет 6. Пользуйтесь фарой
Зимой темнеет очень рано, в 5 часов вечера дорогу уже не видно. А средняя покатушка может закончиться и в 6 и в 7. Можно конечно понядеяться на фару товарища, но, в конце концов, до подъезда вас никто провожать не будет. По этому лучше заиметь свою. Причем имейте в виду, что в холодное время года аккумуляторы разряжаются значительно быстрее.
И вообще, чем больше освещения, катафот и пр. - тем раньше вас заметят водители - тем безопасней вам будет.
Совет 7. Шипованная резина
Если у вас есть возможность купить шипованую резину - сделайте это, не пожалеете! Конечно, это довольно дорого, но оно того стоит. Можно сэкономить, поставив шипованную покрышку только на переднее колесо, а на заднее - злую грязевую. В большинстве случаев такой компромиссный вариант работает.
Но в любом случае, прежде чем первый раз выезжать на зимнюю дорогу, попробуйте поэкспериментировать на утоптанной снежной поверхности (в безопасном месте): резкий старт на низкой передаче, резкое торможение с блокировкой передним колесом (задним колесом, двумя колесами), вхождение в поворот. Яркие впечатления обещаю!
Совет 8. Не исчезайте!
Это скорее просьба, а не совет. Когда вы едете в компании, ваши товарищи помнят о вас. Если вы вдруг устали и решили вернуться - предупредите остальных, чтобы вас не ждали где-нибудь за поворотом и не отправляли за вами поисковые экспедиции.
Ссылки
1. вот здесь рассказывается, как подготовить велосипед к зиме.