Из мтб или из гибрида можно сделать классный туринг. Они имеют удобную геометрию рамы, достаточные проёмы для широких шин и крыльев, хорошие тормоза и обспечивают довольно вертикальную посадку. Так что некоторые владельцы мтб или гибридов хотели бы поставить на них шоссейный руль и использовать их как туринги или комьютеры [велосипеды для рабочих поездок в пределах пригорода].
Проблемы, которые возникают при замене мтб руля на шоссейный
I. Диаметр хомута выноса может не совпадать с диаметром нового руля в месте крепления.
Важно учесть диаметр хомута выноса и руля. Современный стандарт, который наиболее распространен, это 25,4мм.
Если у вас вынос с одним зажимным винтом, убедитесь, что вынос и новый руль совместимы.
Если вы решили заменить также и вынос, вы должны знать резьбовая или безрезьбовая рулевая колонка стоит на вашем велосипеде.
Независимо от типа колонки, я рекомендую вынос у которого верхняя половинка хомута полностью независима от нижней. Такой вынос имеет 2 или иногда 4 винта, стягивающих хомут. Это позволяет заменить вынос без того, чтобы разматывать ленту на руле и снимать торморучки. Это очень удобно, особенно когда вы подбираете вынос под нужную высоту и выдвинутость руля. Любой из диаметров 25.4 или 26.0 может быть зажат в таком выносе вполне надежно.
II. Диаметры хомутов манеток и тормозных ручек могут не совпадать с диаметром нового руля.
Обычный диаметр мтб рулей (независимо от типа) – 22,2мм в том месте, где принято крепить переключатели и торомоза. Обычный диаметр шоссейного руля – 23.8мм, так что ваши мтбешные манетки и тормозные ручки не налезут на шоссейный руль. Все современные [статья за 2007 год] ручки управления Alivio, Acera, STX, Deore, LX, XT и XTR используют алюминиевые крепления и хомуты. То же самое можно сказать и о ручках SRAM. Их хомуты не могут быть расширены достаточно, чтобы налезть на шоссейный руль. Если вы попытаетесь это сделать, вы скорее всего сломаете алюминиевое крепление. (Я это знаю, потому что пробовал). И даже если вы таки натянете их на руль, тормозные ручки будут все равно будут сжиматься в неудобном направлении.
Что с этим можно поделать? Вот несколько путей:
1) Поставить руль Trekking [это волнообразно изогнутый руль] вместо шоссейного – он имеет тот же диаметр что и мтбешный. Найти же шоссейный руль мтбешного диаметра маловероятно [да, в США тоже трудно... ].
2) Купить подходящие для шоссейного руля манетки и торморучки.
Для манеток есть 3 варианта:
a. Манетки, крепящиеся к концам руля. Это простой способ обеспечить дискретное переключение без затрат на интегрированную систему. Они подходят к любому шоссейному рулю. Чтобы переключать вы подносите руку к концу руля. Единственный их недостаток заключается в неудобстве переключения когда вы едете танцовщицей и держитесь исключительно за счет руля. В такой ситуации сложно заставить велосипед ехать прямо, держа руль только одной рукой (во всяком случае для меня).
b. Простые дискретные переключатели. Shimano производит переключатели, которые могут быть прикручены к шоссейному рулю в любом месте. Они называются Tourney. Они дешевы и работают неплохо. Могут быть поставлены на верх руля или на рога.
c. Интегрированные системы. Наиболее дорогой вариант – это комборучки, такие как Shimano's STI systems (Dura-Ace, Ultegra, 105, Tiagra, Sora) или Campy's Ergopower (Record, Chorus, Veloce, Mirage). Они предназначены для работы с шоссейными клещами или с кантилеверами.
Если у вас вибрейки, вам потребуется увеличить ход тормозного тросика, в противном случае придется поставить колодки совсем близко к ободам, что проблематично, если обода не идеально ровные. Есть 3 решения этого вопроса:
a. использовать изменители хода троса [в интернете этот переходник фигурирует как V-dapter]. Это устройство состоит из двух шкивов разного диаметра, что и увеличивает длину выбираемого тросика;
b. поставить торморучки для шоссейного руля, которые расчитаны на работу с вибрейками, например Dia Compe 287V;
c. заменить вибрейки на кантилеверы.
Если дисковые тормоза
Если вы хотите поменять руль на шоссейный и у вас дисковые тормоза, то учтите, что механические дисковые тормоза предназначены для работы с теми же торморучками что и вибрейки. Соотвественно возникает та же проблема с ходом троса. Однако Avid (возможно, и другие) выпускают также версии механических дисковых тормозов для шоссейных торморучек, т.е. с меньшим ходом троса.
Если у вас гидравлика, то вы не можете просто так перейти на другой тип ручек, т.к. она представляет собой целостную систему, включающую ручки, главный цилиндр, выжимной цилиндр и калипер. В этой ситуации вы можете либо оставить торомоза как есть и перейти на какой-нибудь изогнутый руль с диаметром как у мтбешного, либо поставить механические дисковые тормоза и тогда перейти на шоссейный руль.