-----------------------------------
Традиционный первомайский велопробег Новосибирск-Томск (30.04-02.05.2005)
Участники пробега:
Склярова Ирина – Томск
Иванкин Максим – Томск
Одиванов Александр – Томск
Павлов Дмитрий – Томск
Коннова Татьяна – Томск
Пичугин Дмитрий – Томск
Варламов Алексей – Томск
Корнева Юлия – Томск
Владимир – Томск-Новосибирск
Томас Игорь – Новосибирск
Шпак Михаил – Новосибирск
Корольков Илья – Новосибирск
Бобров Михаил – Новосибирск
Иванов Яков – Новосибирск
Шульженко Сергей – Новосибирск
Клюева Екатерина – Красноярск
Черников Владимир – Красноярск
Петров Антон – Красноярск
Бузов Андрей – Красноярск
Поддубный Константин – Сосновоборск
Пролог.
Вся жизнь состоит из череды случайностей, так или иначе управляющих нашим существованием. Часто эту череду случайностей называют судьбой, или, наоборот, говорят: «Не судьба». Иногда невольно начинаешь задумываться: «А что было бы, если бы случилось (или не случилось) то-то и то-то?» И почему вообще происходят эти случайности, и нет ли кого-то, кто управляет нашей судьбой? Верующие православные говорят, что этот кто-то существует, и называют его Богом, мусульмане – Аллахом, дети – ангелом-хранителем, а нехристи типа меня – эгрегором. Напрямую вмешиваться в человеческие судьбы ему (им) запрещено, разве что только в крайних случаях, но вот подавать предупреждающие знаки – пожалуйста! Вот и на этот раз то ли Бог, то ли провидение показало нам два явных знака, и, возможно, спасло не один десяток жизней байкеров, собравшихся из трёх крупнейших городов Сибири на традиционный первомайский велопробег по маршруту Новосибирск-Томск.
Сборы.
В общем, красноярцы сильно-то и не собирались в этот поход, и хотя Костя разместил на форуме информацию за три недели до старта, желающих ехать за тысячу километров по железной дороге ради трёхсот километров по скучному асфальту практически не нашлось. Сам Костя и его ближайшее окружение – Владимир Васильевич, Антон Петров и Андрей Бузов наметили на это время другой маршрут – или на археологические раскопки древнего город Чичебурга, что находится в Новосибирской области недалеко от озера Чаны, или на Канские пороги, где вышедшая из берегов река бурлит на лежащих в её русле девятиэтажках. Конечно, не на жилых домах, а на валунах-исполинах. Переломным моментом явилось приглашение в этот поход полученное Костей от томичей. А последней каплей стал список участников из Томска, оказалось, там будут ребята и девчата, планирующие поехать с нами летом в сложный поход по Обь-Енисейскому каналу. Этот шанс – познакомиться поближе с будущими членами одной команды – упустить никак было нельзя. Костя решил ехать сам, а чтобы не было скучно в поезде (в походе-то скучать не приходится

Прогноз погоды на дни похода был неутешительным – прохладно днём, холодно ночью и преимущественно северный или северо-западный ветер. Учитывая географическое положение Новосибирска и Томска это означало – постоянно в харю. Но всегда плохо быть не может, поэтому Гидра из Метеоцентра пообещала взамен ясную и сухую погоду (и почти что сдержала своё обещание).
29.04.2005. День нулевой.
Во солдаты меня мать провожала.
Из красноярцев Костя подготовился основательнее всех. Он купил новый удобный рюкзак (спасибо Андрею Лисичкину), запихал в него тёплый зимний спальник, кучу запасной тёплой одежды (удивительно, но она вся пригодилась, кроме одной пары носков), КЛМН и подарки для байкеров (компакт-диски с топографическими картами, пасхальное яйцо). Под рюкзаком поместил палатку, на поясном ремне – фотоаппарат. На голову нахлобучил каску – всё-таки трасса с автомобилями и их дикими водителями. Впрочем, в последнем Костя ошибся, но об этом позже. Закончив рабочий день, он помчался в знаменитый уже на всю Сибирь магазин автозапчастей, где по смехотворным ценам продаются силиконовая смазка для цепи и тефлоновая смазка для всего остального. По просьбе Саши Одиванова Костя купил два баллончика силикона и понёсся на автовокзал, чтобы узнать расписание автобусов в Красноярск. Ехать 40 километров своим ходом не прельщало – дул очень сильный встречный ветер и из надвигающейся чёрной тучи уже начинал накрапывать колючий снег.
В автобусе Костя позвонил Кате и Андрею и предупредил, что через полчаса будет в городе, и чтобы они были готовы к встрече. Андрей сказал, что пообещал приладить Кате свежекупленное переднее крыло и их место встречи – ДК ЦБК. Где находится сиё заведение, Костя не имел ни малейшего понятия. А Андрей, страдающий запущенной формой топографического кретинизма



Практически уже сразу от Катиного велосипеда доносились подозрительные скрипы, а так как её байк был совсем новым, то девушка сильно переживала из-за этого звука. Андрей и Костя успокаивали её, что это диск задевает колодку, но, похоже, на девушку не действовали их слова. Она всё порывалась остановиться и найти источник скрипа. Помогли только лишь уверения, что скоро доедем до поезда и всё равно будем разбирать велосипеды, а после обратной сборки скрип может и исчезнуть

Возле вокзала их уже поджидал Антон, сообщивший, что уже объявлена посадка в поезд. По дорожкам для почтовых машин байкеры доехали до вагона, а Владимира Васильевича почему-то ещё не было. Антон поехал за ним к виадуку, в то время как остальные разобрали велосипеды и рассовали их по чехлам, одновременно успокоив начальника поезда, что мы провозим велосипеды в полном соответствии с правилами пассажирских перевозок. Наверное, мы прилично и внушительно выглядели, так как проводницы не стали проверять наши паспорта, лишь едва взглянули на билеты. А места оказались замечательные – все боковые верхние и в разных концах вагона, кроме одного, возле туалета. Антон, покупавший билеты, наверняка постарался


30.04.2005. День первый.
Знакомство.
Первым традиционно проснулся Костя. За окном светало, весь вагон ещё спал, поэтому туалеты были свободны


Поезд прибыл в Новосибирск по расписанию. Поднявшееся солнце уже успело растопить ледяную корку и даже подсушить асфальт на дорогах. Байкеры пропустили всех пассажиров из вагона и вышли последними. Не торопясь, скрюченными от мороза пальцами, они собрали велосипеды и потихоньку направились к выезду с перрона. Костя ехал первым и показывал дорогу, а так как он знал вокзал и Новосибирск достаточно хорошо, то, не задумываясь, проехал мимо первого паровоза, стоящего под стеклом возле вокзала. Остальные ребята запротестовали, это ж надо – проехать мимо такой достопримечательности!!! Вернулись и внимательно изучили паровоз Стефенсона. Особенно понравились его деревянные колёса, оббитые железными пластинами. Время поджимало, байкеры уже опаздывали на место встречи, поэтому поехали дальше. Уже перед самой гостиницей «Сибирь» им навстречу попался чужой байкер, который спросил: «Вы случайно, не из Красноярска?». Можно подумать, в это время и в этом месте могли оказаться другие велосипедисты


Возглавил колонну велосипедистов Игорь. Байкеры проехали по туннелю, пересекли по мосту Обь и вместо того, чтобы за мостом свернуть направо, поехали прямо. Костя, ехавший непосредственно за Игорем спросил, почему поехали не так, как в прошлом году. Игорь остановился и вместе с Костей стал рассматривать нарисованную на клочке бумаги схему, перерисованную с ДубльГИСа. Схема была явно неправильной, перекрёстка по которому ориентировался Игорь на самом деле не оказалось

Показался Кудряшовский бор, и через несколько километров езды по лесу едущий впереди Костя заметил на обочине пёструю толпу и подумал: «Наверное, байкеры». «Сам ты байкер», - подумали томичи и радостно замахали руками. Томские байкеры снимали на видеокамеру появление иногородних собратьев, и после остановки преподнесли им на полотенце хлеб-соль. Соли, правда, почему-то не оказалось, но и хлеба было достаточно


Разные группы из разных городов сильно отличал способ перевозки рюкзаков – новосибирцы и томичи были экипированы багажниками на которых находились велорюкзаки-штаны. В то время как у всех красноярцев были заплечные рюкзаки и лёгкие подседельные багажники с кариматом и спальником. Столь сильная разница объясняется, по-видимому, предпочитаемым способом передвижения – томичи и новосибирцы – по асфальту и укатанному грунту, красноярцы – по полному бездорожью. В первом случае велоштаны удобны, но такие велосипеды при жёсткой эксплуатации на грунте, гравии, бродах, ямах и горах попросту ломаются (багажник, спицы, обода). Да и не протащишь такой велик по глухой горной тайге с едва заметной медвежьей тропинкой (впрочем, есть у нас один мегалось – Витя Лапин, он протаскивает, правда, за ним после этого просека остаётся

Оказалось, что группу пытается догнать также Никонов Максим, он только выехал из Новосибирска. Через десяток минут байкеры (коих оказалось двадцать человек плюс квартет сопровождения) все вместе выехали на дорогу и направили колёса к Колывани. Машин на дороге было немало, байкеры ехали в колонну по одному. Такая толпа велосипедистов не могла не привлечь внимание автовладельцев, и те приветливо сигналили, а байкеры махали им рукой в ответ. В прошлом году эта дорога была вдребезги разбита, сейчас она представляла ровный асфальт. Группа лосей из «Титана» на очередном пит-стопе останавливаться не стала и поехала вперёд – легко одетые ребята не могли подолгу стоять на пронизывающем до костей северном ветре.
Кудряшовский бор закончился, впереди показалась деревня Большой Оёш и на пригорке – церковь. По словам Юли Корневой там должен был находиться женский монастырь. Ну, такое заведение байкеры, состоящие преимущественно из мужчин, никак не могла пропустить! Подъехали к церкви, красноярцы оставили велосипеды за оградой и по-свойски зашли внутрь. Томичи и новосибирцы то ли не очень интересовались историей, то ли стеснялись, то ли все поголовно были нехристями, одним словом, за исключением единственного человека никто из них в церковь не пошёл. Хотя ведь был канун светлого Христова Воскресения. Юля снимала на видео церковь, хотя возле входа была повешена запрещающая табличка. После выхода ребят из церкви вышла монашка и, следуя за велосипедистами, окропляла дорожку святой водой. Она также вышла за оградку и окропила наши велосипеды и их хозяев. Святая вода приятно пахла хвоей. (Во, балбесы мы с тобой, Владимир Васильевич! Нужно было освятить яйца и кулич!) Думаю, что после нашего посещения этого монастыря на табличке добавится знак перечёркнутого велосипеда

Группа вернулась на основную дорогу. Машин стало меньше, можно было встать в колонну по два, что все с радостью сделали, ведь теперь стало возможным разговаривать друг с другом. Тем не менее, байкеры из разных городов держались пока обособленно. Колонна также была достаточно разреженной. Было хорошо заметно, что опыта совместной езды у иногородних байкеров было маловато – держать расстояние между ведущим и ведомым в два и более метра – при таком сильном мордодуе – непозволительная роскошь. Зато красноярцы уже не одну тысячу километров откатавшие в группе быстро сели друг к другу на колесо и ехали в 10-40 см друг от друга. Также они умудрялись ехать в паре, почти касаясь рулями. Залог правильной и безопасной езды в группе и на колесе – равномерное педалирование ведущего и своевременный объезд препятствий с одновременной подачей предупреждающих знаков рукой. Костя поначалу пытался прятаться от ветра за спинами других байкеров, но их стиль езды быстро его выматывал, так как ему постоянно приходилось держать руки на тормозах и очень сильно концентрировать внимание на впереди едущем. Поэтому постепенно лидерами стали Владимир Васильевич и Костя, за ними пристроились Катя и Антон, а наш любвеобильный Андрей уже с первых минут отстал, чтобы ехать вместе с немного отстающими девушками из Томска. За Костей особенно было приятно ехать – его комплекция вкупе с объёмным заплечным рюкзаком и палаткой создавали воздушный мешок, что твоя фура!
Другие байкеры быстро смекнули, что подобная тактика приводит к значительной экономии сил, поэтому постепенно начали преодолевать страх и стали пристраиваться поближе к ведущим. Действительно, в середине плотно едущей колонны можно было почти не крутить педали – вакуум, образующийся после лидеров, просто-таки засасывал остальных. Наконец, доехали до Скалы (так называется населённый пункт, почему так называется – непонятно, так как вокруг нет не то что скал, но даже гор, только небольшие холмики). Здесь байкеры свернули в придорожное кафе, где новосибирцы и красноярцы заказали себе полноценный обед из трёх блюд (салат, солянку, второе, компот, итого по 100 руб. с человека). Томичи скромно расположились недалеко от покосившегося забора, где всухомятку и перекусили. Андрей Бузов не преминул воспользоваться несколькими минутами отдыха и тут же заснул прямо на травке.
Выйдя на дорогу, Ира громко спросила: «А где Вилер?» Оказалось, ей понравилось ехать за Антоном, но познакомиться с ним она не успела, запомнила только его ярко-жёлтую курточку и синий велосипед «Wheeler». Забегая вперёд, скажу, что всю оставшуюся дорогу томички обращались к Антону не иначе, как Вилер. После сытного обеда ехать стало почему-то гораздо легче. Байкеры старались не отставать друг от друга. Впереди поехал Макс, по манере его езды можно было сделать вывод, что он имеет опыт ведущего. Едущий рядом Костя поговорил с ним и подтвердил свою догадку – в покатушках за Максом держатся его спутники. К сожалению, дорога стала гораздо хуже – выбоины, разбитый асфальт не позволяли ехать слаженной командой. Группа растянулась – лоси уехали вперёд не на одну сотню метров. Вторая группа старалась идти компактно и это сыграло злую шутку – на одном из спусков возле моста был сильно разбитый асфальт. Едущие впереди и не очень опытные ребята не показали рукой опасный участок, что привело к серьёзному падению Юли Корневой, которая не удержала тяжёлый велосипед на предательском гравии. Упавших было бы больше, но Катя из Красноярска инстинктивно перепрыгнула кучу гравия. Вот ещё одно преимущество заплечного рюкзака – он позволяет совершать более сложные манёвры и даже прыжки. Сергей передал Косте по рации, чтобы те возвращались, так как произошло падение. Не обернувшиеся вовремя члены пелатона успели уехать за это время добрых три километра. Возвращаться было тяжело и жалко. «Может, травма несерьёзная», - переговаривались Костя и Владимир Васильевич, - «и нет необходимости возвращаться всем…». Вызвался ехать Владимир Васильевич, как самый опытный из нас и сведущий в медицинских вопросах. Но Сергей по рации повторил, что травма очень серьёзная и нужно вернуться всем. То же самое сказал и водитель остановившейся напротив пелатона «Волги». На вопрос, где случилось падение, он ответил, что в 3-4 километрах отсюда возле моста недалеко от деревни.
Обратно ехать было проще – сильный ветер дул в спину. Юля лежала на каримате с закрытыми глазами, очевидно, она была близка к обмороку. Её бережно укутали в чьи-то свитеры. Возле неё суетилась Таня – медик томской группы, она уже успела вколоть Юле обезболивающее. Внешний осмотр показал, что конечности у девушки целые. Владимир Васильевич сделал несколько пассов руками и определил, что переломов нет, только сильный ушиб и, возможно, растяжение сухожилий плеча. Пока он делал массаж плечевого пояса, Юля стонала, и чтобы девушке было легче, Костя держал её за руку. Консилиум врачей решил, что Юле необходима тугая фиксирующая повязка плеча. После необходимых манипуляций проверили оставшиеся руки-ноги-головы. Всё было в порядке. Юля чуть не плакала – так досадно упасть и с таким результатом. Теоретически можно было продолжать движение, держась за руль одной рукой, но недостаток опыта не позволил бы ей ехать в прежнем темпе. Было принято решение эвакуировать Юлю в Новосибирск, благо мы ещё не так далеко от него отъехали. Миша Бобров позвонил Андрею Снытко, обрисовал ситуацию и попросил его приехать как можно скорее. Тот с готовностью отозвался на просьбу и отправился за машиной в гараж. За два часа ожидания байкеры успели развести костёр и побродить по окрестностям. Андрей Бузов опять прилёг в сторонке и сладко заснул, мелодично похрапывая. Немного погодя к нему присоединился и Владимир Васильевич.
Оказалось, что место падения имело мистический смысл – дорожный указатель «Амба» со стрелочкой находился всего в десяти метрах от злополучной выбоины. Да и речка, через которую был построен мост, носила издевательское название – Амбушка. Вот и не верь потом в суеверия, ведь слово «амба», пришедшее к нам из итальянского языка, означает «всё, конец». Действительно это место стало концом путешествия для Юли и Вовы – её друга, который решил сопровождать Юлю до дома. Их велосипеды были разобраны и тщательно упакованы, так что когда приехал Андрей, их быстро положили в объёмный багажник машины. Байкеры и рюкзаки заняли задние места машины. Остальные байкеры помахали раненым на прощание, затушили костёр и подавленные отправились дальше. Попутно выяснилось, что Никонов Максим отчаялся догнать группу и повернул обратно в Новосибирск. И осталось нас восемнадцать.
Практически все байкерские правила написаны кровью. Вот и после этого случая велосипедисты стали более осторожны, стали руками подавать и дублировать знаки, на спусках увеличивать дистанцию между ведущим и ведомым, заблаговременно объезжать препятствия. Практически в полном молчании доехали до поворота на Вьюны. Краткая остановка на сладкий перекус, а кому и перекур

Место для ночёвки нашли возле ручья, текущего в низине. Красноярцы уже чуть ли стали раскладывать палатки, как выяснилось, что Ира повела всех дальше. Отойдя от дороги чуть ли не с километр (с точки зрения безопасности – это было правильно), байкеры наконец-то стали обустраивать лагерь. Сразу было выдвинуто предложение сделать три отдельных костра, так как готовить еду на одном общем костре было бы неудобно. Кто-то занялся заготовкой дров, кто-то пошёл за водой, кто-то стал устанавливать палатки. Основательнее всех подготовились томичи, они начали чистить картошку, соорудили огромный кострище, навесили на него такие же огромные котлы. Все свои байки они перевернули вверх колёсами и составили валетом друг к другу. Получилась компактная кучка, которую прикрыли тканью (наверное, чтобы осадки не подмочили). Остальные байкеры покидали своих верных коней как попало – кто-то прислонил к дереву, кто-то просто бросил в траву. Быстрее всех еда была готова у красноярцев, наверное, потому, что её было как-то подозрительно мало – Владимир Васильевич явно не рассчитал порции каких-то новых каш из пакетиков. Хорошо, что ещё оставалась еда, взятая с собой в поезд (курица, сыр)– ей и разбавили жиденькие кучки крупы, едва покрывающие дно тарелок. Как ни странно, но все красноярцы наелись, даже ненасытный Костя



Итог за день: 108 км, со средней скоростью 22,1 км/ч.
01.05.2005. День второй.
Счастливая случайность.
Утром Костю разбудил будильник Кашпировского. Возле кострищ уже копошились Шурик и Весёлый Мяв. Оба с переменным успехом пытались добыть огонь, и, в конце концов, это у них получилось. Мяв всю ночь грелся бутылкой со спиртом, и выглядел не самым лучшим образом. Вода и чай во всех ёмкостях за ночь замёрзли. Ручей тоже покрылся коркой льда. Костя быстро натаскал из леса сухих веток, и вскоре вода в котелках закипела. Проснулись Владимир Васильевич, Андрей, немного попозже Антон и самой последней – Катя. И то разбудил её Андрей, принесший к ней в палатку горячий чай.
Завтрак проходил под эгидой Пасхи. Владимир Васильевич достал несколько крашеных яиц, Андрей – кулич, Костя подарил Васильичу яйцо, оплетенное бисером, которое собственноручно сделала Костина жена. Красноярцы христосовались, после скудного завтрака (опять каши было на дне тарелки) они разделили кулич и угостили им томичей и новосибирцев. Те были приятно тронуты

На этот раз девушки из Томска вопрошали уже более нескромно: «Где наш Вилер?» Интересно, когда это Антон успел стать их, ночью, что ли?

После краткого перекуса у лосей проснулись скрытые резервы и они втопили против ветра со скоростью 22-23 км/ч. Впереди ехал Макс, остальные пристроились за ним. Никто не хотел создавать рядом с Максимом вторую колонну. Костя вздохнул и поравнялся с томским лосем. За Костей моментально пристроилась Катя, уже успевшая в предыдущий день до квадратного миллиметра изучить Костину попу и пересчитавшая все лямочки и застёжки на его рюкзаке. Спустились к речке Кинде и поднялись на пригорок. Стоит заметить, что на подъёмах Владимир Васильевич и Костя выпендривались – обладающие контактными педалями и преодолевшие не одну сотню перевалов и затяжных тягунов они разгонялись с горки и с такой же скоростью как на спуске, они просто-таки взлетали наверх, оставляя остальных далеко позади. Откровенно говоря, здесь и горок-то не было – едва заметные холмики

Байкеры, всё ещё находившиеся под сильным впечатлением от увиденного и осознанного, нашли в себе силы перекусить пирожками с горячим чаем, а Антон даже заправил свой байк бензином. Дальнейшая дорога до Кожевниково, где планировался запоздалый обед не представляла особого интереса. Стоит упомянуть остановку перед подъёмом в гору (единственным более-менее крутым, длиной с полкилометра), во время которой Костя пообещал, что после этого подъёма будет трёхкилометровый спуск прямиком в райцентр. Подъём-то был, а вот спуска почему-то не оказалось





После обеда байкеры заехали в магазин, где закупили продукты для ужина и завтрака. Ехать стало гораздо легче и приятнее – в животах переваривалась пища, тепло приятно разливалось по телу и чувствовался прилив энергии. «Байкер должен есть часто, но помногу», - не уставал повторять Костя. Ему опять предоставили право лидировать, но опрометчиво – впереди был небольшой подъём, на который он забрался, не снижая скорости

Лагерь разбили в ложбине. После обильного обеда-ужина в кафе кушать особенно не хотелось, решили сделать всего один костёр для чая. Воду вместе с каким-то планктоном набрали в озерце. Томичи чаем не обошлись – их девушки сначала зашивали палатку, а потом почистили картошку. Ира кашеварила, делая что-то типа рыбного супа – картошка, макароны, рыбные консервы, кетчуп, приправы. Даже возле одного большого костра не нашлось места для всех, поэтому Томичи развели альтернативный костёр исключительно с целью сидеть вокруг него и разговаривать. После того, как закипела вода, и заварили чай, Андрей предложил тост за здравие Татьяны, которая спасла наши жизни. В качестве благодарности Андрей преподнёс ей запеченный в духовке пирожок в виде поросёнка, купленный в Чили-НО. Как признался Андрей, ему стоило больших усилий довезти пирожок до места стоянки, так как его постоянно подмывало отведать вкусно пахнущий румяный продукт

Первыми поползли в палатку Владимир Васильевич и Андрей – из-за разницы в один час от местного времени уже сильно хотелось спать. Катюша тоже забралась в палатку. Томички никак не могли отойти от нашего Антона-Вилера и всё порывались ночевать с ним в одной палатке. Тем сильнее было его удивление, когда к нему подошла Ира и сказала: «Пойдём вместе». Он стушевался и продолжал сидеть. Ира повторила просьбу: «Пойдём вместе!». Антон поднялся и на негнущихся ногах последовал за настойчивой девушкой. Каково же было его удивление, когда она вместо того, чтобы повести его в тёмный лес, привела к костру томичей. И только тогда до Антона дошло, что Ира говорила ему: «Пойдём есть!»



Долго засиживаться никто (кроме Мява) не стал – назавтра нужно было преодолеть почти сотню километров. А за текущий день велокомьютер показывал 120 км.
02.05.2005. День третий.
Грязные носороги.
Утром как обычно первым поднялся Костя. Ему хоть и было тепло – его точила мысль, что если красноярцы хотят посмотреть Томск, то нужно выезжать как можно быстрей. Остальные красноярцы об этом даже не догадывались – легко одетые и с летними спальниками они попросту впали в анабиоз – ночью температура опустилась до -10 градусов. Заготовленных дров возле кострища не оказалось – Весёлый Мяв спалил всё дотла


Тут с Костей поравнялся Владимир Васильевич и предложил устроить посвящение в «Грязные носороги». Наклейки с носорогом у него имелись, а Костя видел у кого-то покрышку. Не хватало только грязи по колено и Чёрной сопки

- Что случилось, - кричали они Косте, а тот ходил по поляне и размахивал руками,
- У Владимира Васильевича порвалась камера, надо чинить! Нет ли у кого запасной покрышки??? – отвечал Костя.
- Зачем покрышка-то?, - вопрошали непонятливые байкеры.
- Чтобы проложить её между родной покрышкой и камерой.
- А 28 дюймовая покрышка не влезет на 26 дюймовое колесо, - не унимались байкеры.
- Влезет, ведь мы её разрежем, - парировал Костя.
Первой догадалась Катя, в её глазах блеснул огонёк, и она задала немой вопрос. Костя едва заметным кивком головы подтвердил её мысли. Запасная покрышка оказалась у Яши. Но уставший и едва шевелящий ногами он не стал спускаться к остальным, а, отдав покрышку, поехал дальше.
Потихоньку и до всех остальных начал доходить подвох, Шурик достал видеокамеру и приготовился к съёмке. Так как велосипедов со свободным пространством внутри переднего треугольника (обычно при посвящении велосипеды надеваются на байкера как колечки в детской пирамидке) не оказалось, то байки свалили в одну кучу (с входом с одной стороны) внутрь которой заходил байкер, а ему на плечи клали ещё один велосипед. Первыми решили посвящать девушек. Таня даже не догадывалась, что её ожидает, как Владимир Васильевич размахнулся и со всей дури ударил её покрышкой по пятой точке. Таня зажмурилась от боли. К слову сказать, в Грязные носороги может посвящать только уже прошедший эту операцию Грязный носорог, так что Тане пришлось терпеть только четыре удара. Следующей за ней Ире – пять, Тяня не жалела свою подругу

Костя, специально закрепивший ёмкость для мыльных пузырей на поясном ремне рюкзака, периодически на ходу отвинчивал крышку и запускал веер пузырей. Ртом дуть не было необходимости – с этой ролью вполне справлялся встречный ветер. Едущие за Костей байкеры веселились от души. На горизонте показались тёмные тучи, не предвещающие ничего хорошего. Действительно, через полчаса из них начали сыпаться сначала робкие, потом всё более противные и колючие снежинки. Хорошо, что снег продолжался недолго и успевал таять на дороге. Сделав перед Мельниково привал, байкеры повернули к мосту через Обь. Невероятно, но ветер стал боковым, что сразу позволило увеличить скорость на добрых 5 км/ч. Сразу после моста на оживлённом перекрёстке байкеры подрулили к шашлычной. Да, близость большого города уже чувствовалась – палочка шашлыка стоила вдвое дороже – 60 рублей. Тем не менее, байкеры купили себе кто шашлык с салатом, кто пирожки, а кто и одной минералочкой обошёлся

Всё-таки ехать когда ветер не в харю гораздо приятнее – педали можно не крутить. Костя маленько увлёкся и повёл группу на 25 км/ч, иногда разгоняясь и до 30 км/ч. После очередного десятикилометрового марш-броска ребята возмутились и попросили Костю ехать немного медленнее. К тому времени пусковая установка для пузырей сломалась – от крышки отвалилась палочка. Починка девайса не заняла много времени – и не такие сложные устройства чинили

Дорога раздвоилась и стала широченной, как у нас возле Солнечного. Можно было ехать хоть по трое, но байкеры – народ сознательный и не выпендривался. Макс всё пугал нас каким-то жутким спуском, а потом не менее жутким подъёмом. На деле спуск хоть и был прикольным (максимальня скорость - 54 км/ч), подъём оказался детским – Владимир Васильевич и Костя балеринкой взобрались на него со скоростью 30 км/ч

Город приближался, машин стало больше, они по-прежнему приветствовали велопробег. Сделав ещё пару остановок, байкеры въехали в посёлок Тимирязевский – это пригород Томска, где сразу же направились в шашлычку, правда, удалось поесть лишь только фрукты. Пока рассеянный Костя опять искал свои очки, группа поехала в город, благо он уже был в прямой видимости. Видно, родные стены притягивают, томичи рванули со всей дури, Костя с недоеденной грушей в зубах мчался за ними на скорости свыше 30 км/ч, но смог догнать лидеров только лишь на въезде на мост через Томь. На глазах ошалевших работников ГИБДД, он обогнал Макса и возмущённо прокричал, что группа сильно растянулась. Действительно, отстающая Катя чуть было не проскочила сложную дорожную развязку. За мостом сделали остановку, чтобы собраться и въехать в город единой кучей. Поднялись к Лагерному саду, где процессию снимала на видеокамеру уехавшая специально для этого Ира. Здесь же был и Яша. За день проехали 92 км, или в общем итоге – 320 км.
Томск.
Сделав пару звонков родным и близким, Макс повёл группу к себе домой. Сказать, что Макс живёт в шикарном доме и шикарной квартире – ничего не сказать. Новосибирцы, не разгружаясь, поехали на автовокзал, чтобы узнать расписание ближайших автобусов. А в это время к дому на машине подъехали две беременные женщины – Маша Ярошевич и Юля Одиванова. Обе мечтали принять участие в этом велопробеге, но из-за своего интересного положения не могли осуществить эту задумку. Юля нисколечко не изменилась, а вот Машу Васильич не сразу признал, пока Костя не толкнул его в бок. Зато Андрюха, как только она вышла из машины, кинулся её обнимать и целовать

Байки оставили на улице, в квартиру занесли рюкзаки. Владимир Васильевич пытался дозвониться до Алексея Пучкина – составителя путеводителя по Обь-Енисейскому каналу с которым он хотел встретиться и поговорить, но на работе его уже не было, дома ещё не было, а сотовый не работал. Макс первым делом включил компьютер и стал переписывать себе фотографии со всех ЦФК, которыми снимался поход. Приехали новосибирцы, они взяли билеты на вечерний автобус. После чего все вместе отправились в экскурсию по городу.
Бросилось в глаза не совсем правильное, а, точнее, совсем неправильное поведение томских байкеров на проезжей части, хотя они и тормозили перед красным светом на светофорах, но левые повороты совершали крайне оригинально – с крайнего правого ряда, без обозначения поворота рукой в самый крайний левый ряд. И это на чётырёхполосной-то дороге! Не говоря уж о пересечении сплошной двойной разделительной полосы. Как бы там ни было, но в итоге таких манипуляций все остались живы и здоровы. Подъехали к памятнику Победы, затем на набережную, где Владимир Васильевич был крайне поражён террасам и дорожкам на которых было бы замечательно устраивать байкерские соревнования: апхилл, кросс-кантри, причём они бы собирали много зрителей – вся трасса на виду! Покатались немного по парку, оставившему неприятное впечатление – вроде бы центр города, а очень много мусора, как возле деревьев, так и на самих дорожках, причём он веками там скапливался. Проехали по центральной улице, побывали на булыжной мостовой, поднялись к музею, где ещё в прошлом году ничего не было, а сейчас стоял деревянный острог. Катя, освободившаяся от гнёта рюкзака, вовсю стритовала, прыгая через бордюры, пока не допрыгалась – пробила колесо сразу в четырёх местах. Посетили памятник Чехову, который оригинален тем, что томичи не стали лицемерить и выставили Антона Павловича, как он есть – в отместку за его нелестные слова в адрес города. В сувенирной лавке набрали флажков с гербом Томска и другие сувениры. Время уже поджимало, до отправления поезда осталось всего полчаса. Быстро забрали вещи из квартиры Макса, и бегом на вокзал, даже не успев заехать в магазин, чтобы купить еду в дорогу и знаменитое томское пиво


Через пару часов поезд прибыл в Тайгу, где Андрей и Антон сгоняли за пивом и вяленой рыбой. Пиво, к сожалению, было не томским

03.05.2005. Эпилог.
Красноярск встретил байкеров приветливо – солнышком и ясным небом. Собрали велосипеды, но, как выяснилось, не все ещё проснулись, так как Антон забыл зафиксировать эксцентрик на переднем колесе. Хорошо, что промашка обнаружилась во время переворачивания велосипеда, а не во время перепрыгивания через ямку или бордюр. Попрощались с Владимиром Васильевичем и выехали в город. Здесь было всё родное, водители послушно уступали байкерам дорогу, когда они ехали по главной, не подрезали, в общем, вели себя как подобает. Возле улицы Сурикова попрощались с Катей, возле БКЗ – с Антоном. Костя и Андрей проехали по острову Татышеву, возле океана отделился Андрей. Костя выехал на Красраб и наконец-то вломил от души по проспекту при попутном ветре со скоростью 35-40 км/ч. Так бы он и ехал 40 км до Сосновоборска, но на автовокзале «Восточном» стоял автобус. Костя сразу обленился и залез в полупустой салон. Сосновоборск встретил байкера десятисантиметровым слоем снега, выпавшем накануне. Вот он и дома – первым делом горячая ванна, затем завтрак и бегом на работу.
Все фотографии здесь
Константин Поддубный (с) 2005