немного про i-Drive
- EVV
- Гуру
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 13 янв 2006, 11:45
- Велосипед: ол-маутин фулсаспеншен
- Откуда: Tomsk
- Контактная информация:
немного про i-Drive
http://norcoroman.livejournal.com/99959.html#cutid1 - оригинал
Посколько кое-кто из моих знакомых недавно приобрел раму GT I-Drive, я немного заинтересовался в подробностях, что это это за ID и как на самом деле оно работает, что почти все поголовно респонденты просто тащатся от апхильных способностей этого аппарата. Ведь одношарнирка же, пусть и отягощенная дополнительными прибамбасами!
"Старый" ID я решил не трогать, ибо при всей его замученности по сравнению с новым, принцип не поменялся. На новых моделях нет чудовищной массы эксцентрикового кареточного узла, они проще, изящнее и, надо думать, оттого надежнее.
Речь пойдет о ID годов выпуска, эдак, 06...07.
Вот так выглядит схема подвески кантрийного GT I-Drive 4 с ходом 100 мм.
Схема работы подвески довольно забавна. Когда основной рычаг (свингарм) подвески вместе с колесом уходит наверх, т. е. подвеска сжимается, дополнительная гибкая стяжка (т. н flexbone) придерживает кареточный узел, не давая ему свободно перемещаться. В итоге он практически не перемещается вверх (буквально пару мм), и совсем незначительно назад (около 8...9 мм при полном ходе подвески). Вот как выглядит подвеска в сжатом состоянии:
Обратите внимание, что в результате сжатия подвески положение шатуна практически не изменилось. Он как был параллельно земле, так и остался почти в том же положении! Казалось бы, ну что за вопрос? Он и не должен менять свое положение.
А фиг.
Подвеска I-Drive занимает особую нишу среди велосипедных систем. Вообще, ее небезосновательно относят к многорычажной одношарнирке, и на это есть причины: ведь траектория движения оси заднего колеса является 100% участком дуги постоянного радиуса. Центр вращения подвески - массивный основной шарнир на раме. Одношарнирка? Да. Но! Прикол подвески I-Drive в том, что при "одношарнирности" она одновременно имеет преимущества и подвески Гирвина (об этом ниже), и подвески URT, у которой каретка расположена на заднем треугольнике.
Как это понять? Объясню подробно.
Подвеску Гирвина вы все, наверняка, не раз видели. Это классическая маятниковая подвеска с одним свингармом. Одношарнирная однорычажка, так сказать. Примеров ее реализации множество, рассмотрим в качестве оного подвеску Cannondale Rush. Вот он:
Обратите внимание на расположение главного (и единственного) шарнира. Он находится почти так же высоко, как и в I-Drive, но вынесен вперед, иначе мешал бы переднему переключателю.
Теперь сожмем эту подвеску на 100 мм по ходу оси колеса.
Обратите внимание, что шатун поднялся. Не сильно много, всего на 1,9 градусов относительно рамы (и соответственно 7,1 градуса относительно поверхности земли, которая в данном случае как бы с перекосом). Из-за чего это произошло? Из-за того, что расстояние от точки контакта цепи с ведущей звездой до точки контакта с ведомой увеличилось, а каретка как была на месте относительно рамы, так и осталась. Это мы рассмотрели случай с комбинацией звезд 44-15. Теперь виртуально переключимся на среднюю звезду системы и повторим опыт.
Вот подвеска разжата.
Посколько кое-кто из моих знакомых недавно приобрел раму GT I-Drive, я немного заинтересовался в подробностях, что это это за ID и как на самом деле оно работает, что почти все поголовно респонденты просто тащатся от апхильных способностей этого аппарата. Ведь одношарнирка же, пусть и отягощенная дополнительными прибамбасами!
"Старый" ID я решил не трогать, ибо при всей его замученности по сравнению с новым, принцип не поменялся. На новых моделях нет чудовищной массы эксцентрикового кареточного узла, они проще, изящнее и, надо думать, оттого надежнее.
Речь пойдет о ID годов выпуска, эдак, 06...07.
Вот так выглядит схема подвески кантрийного GT I-Drive 4 с ходом 100 мм.
Схема работы подвески довольно забавна. Когда основной рычаг (свингарм) подвески вместе с колесом уходит наверх, т. е. подвеска сжимается, дополнительная гибкая стяжка (т. н flexbone) придерживает кареточный узел, не давая ему свободно перемещаться. В итоге он практически не перемещается вверх (буквально пару мм), и совсем незначительно назад (около 8...9 мм при полном ходе подвески). Вот как выглядит подвеска в сжатом состоянии:
Обратите внимание, что в результате сжатия подвески положение шатуна практически не изменилось. Он как был параллельно земле, так и остался почти в том же положении! Казалось бы, ну что за вопрос? Он и не должен менять свое положение.
А фиг.
Подвеска I-Drive занимает особую нишу среди велосипедных систем. Вообще, ее небезосновательно относят к многорычажной одношарнирке, и на это есть причины: ведь траектория движения оси заднего колеса является 100% участком дуги постоянного радиуса. Центр вращения подвески - массивный основной шарнир на раме. Одношарнирка? Да. Но! Прикол подвески I-Drive в том, что при "одношарнирности" она одновременно имеет преимущества и подвески Гирвина (об этом ниже), и подвески URT, у которой каретка расположена на заднем треугольнике.
Как это понять? Объясню подробно.
Подвеску Гирвина вы все, наверняка, не раз видели. Это классическая маятниковая подвеска с одним свингармом. Одношарнирная однорычажка, так сказать. Примеров ее реализации множество, рассмотрим в качестве оного подвеску Cannondale Rush. Вот он:
Обратите внимание на расположение главного (и единственного) шарнира. Он находится почти так же высоко, как и в I-Drive, но вынесен вперед, иначе мешал бы переднему переключателю.
Теперь сожмем эту подвеску на 100 мм по ходу оси колеса.
Обратите внимание, что шатун поднялся. Не сильно много, всего на 1,9 градусов относительно рамы (и соответственно 7,1 градуса относительно поверхности земли, которая в данном случае как бы с перекосом). Из-за чего это произошло? Из-за того, что расстояние от точки контакта цепи с ведущей звездой до точки контакта с ведомой увеличилось, а каретка как была на месте относительно рамы, так и осталась. Это мы рассмотрели случай с комбинацией звезд 44-15. Теперь виртуально переключимся на среднюю звезду системы и повторим опыт.
Вот подвеска разжата.
- EVV
- Гуру
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 13 янв 2006, 11:45
- Велосипед: ол-маутин фулсаспеншен
- Откуда: Tomsk
- Контактная информация:
Re: немного про i-Drive
Но вернемся к нашим баранам и посмотрим, что происходит на средней звезде у I-Drive.
Вот подвеска в спокойном, расслабленном таком состоянии.
А вот она сжата. Обращаем внимание на цифры кикбэка - более в два раза низкие, чем у одношарнирки Гирвина. Фактически, кикбэк менее 10 градусов относительно земли на ходу не чувствуется, это я вам говорю из своей ездовой практики.
А вот анимация работы подвески:

Итак, что же произошло? Почему при фактически одном и том же расположении основного шарнира подвеска I-Drive показывает лучшие результаты? Дело как раз в горизонтальном движении кареточного узла. Если в подвеске Гирвина он неподвижен относительно рамы, то в I-Drive он ползает. И несмотря на возвращающее действие флексбона, при сжатии подвески каретка все же уползает немного назад (я уже называл цифры - около 8...9 мм). Этого более чем достаточно, чтобы существенно скомпенсировать "удлинение цепи" (около 13 мм) при сжатии подвески. Вот и все - просто как все гениальное.
Да, а вы спросите, причем тут подвеска URT (united rear triangle - дословно "объединенный задний треугольник")? При том, что при наличии каретки, закрепленной сразу на свингарме, у подвески этого типа вообще нет такого явления как "удлинение цепи" и соответственно кикбэка. Вот схема подвески велосипеда Klein Mantrа с такой подвеской:
Понятно, что этот байк не имеет никаких проблем с кикбэком (а заодно - и вообще с воздействием натяжения цепи на подвеску), но при этом обработка неровностей задней подвеской будет совершенно прозрачно ощущаться на педалях. Иначе говоря, этот байк чудовищно прет в гору, но на спусках колотит вам по ногам. Выражаясь строже, у этой схемы при работе подвески расстояние между седлом и педалями не остается постоянным. А у I-Drive, как уже сказано выше, остается.
Вот и получается, что схема I-Drive позаимствовала ключевые преимущества и одношарнирки Гирвина с высоко расположенным шарниром, и URT-подвески. А еще эта подвеска достаточно проста в конструкции, а также весьма надежна. Чудовищных размеров промподшипники добавляют ресурс и жесткость. Кстати, рама GT I-Drive 2006...2007 годов легко разбирается в домашних условиях с помощью... съемника каретки! А подшипники в этих рамах абсолютно совместимы с теми, которые установлены в рулевую колонку. Увы, сама рулевая интегрированного типа, поэтому нужно быть аккуратнее с ее обслуживанием.
P.S. Кстати, на новых I-Drive гибкий flexbone уступил место негибкому. Вот пара изображений, найдите, что называется, разницу:
Это с гибким линком.
Последний раз редактировалось EVV 12 сен 2008, 22:42, всего редактировалось 3 раза.
- EVV
- Гуру
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 13 янв 2006, 11:45
- Велосипед: ол-маутин фулсаспеншен
- Откуда: Tomsk
- Контактная информация:
Re: немного про i-Drive
Вывод: да абсолютно все равно, какая подвеска по классификации: одно, двух, восьми или девяностодвухшарнирная. Главное - насколько хорошо она продумана и работает. Остальное - понты и пальцы. Тоже полезная штука. Для тех, кто конкретно понимает. Я не понимаю.
- Nikolay
- Админ
- Сообщения: 8022
- Зарегистрирован: 14 апр 2004, 22:26
- Велосипед: GT Force 3.0
- Откуда: Томск, солнечный
- Контактная информация:
Re: немного про i-Drive
Клёвое описание. Только ссылка вначале странная, вроде норкоман, а расхвалили GT 
А есть у кого аналогичные описания других подвесок?

А есть у кого аналогичные описания других подвесок?
GT Force 3.0 '08 +SRAM X-7 +Avid Juicy Five +KED Alien
Re: немного про i-Drive
Классная статья. Научный подход радует и виден пытливый ум автора.
2Nikolay: Есть статья про типы подвесок, применяемых в велосипедах... (не такой научный подход...)
2Nikolay: Есть статья про типы подвесок, применяемых в велосипедах... (не такой научный подход...)
Norco Havoc 06
- [NK]Cube
- Корифей
- Сообщения: 406
- Зарегистрирован: 05 авг 2007, 01:23
- Велосипед: СССР|HB3
- Откуда: издалека)
Re: немного про i-Drive
выложи плиз, или ссылку дай, где почитать можно.ALX писал(а):Классная статья. Научный подход радует и виден пытливый ум автора.
2Nikolay: Есть статья про типы подвесок, применяемых в велосипедах... (не такой научный подход...)
nordkeeperstaff.narod.ru
viewtopic.php?f=19&t=9612 много новой комплектухи!!!
viewtopic.php?f=19&t=9612 много новой комплектухи!!!
- junkie
- Понимающий
- Сообщения: 203
- Зарегистрирован: 18 апр 2008, 23:56
- Велосипед: Identiti 666S
- Откуда: Томск
- Контактная информация:
Re: немного про i-Drive
+1[NK]Cube писал(а):выложи плиз, или ссылку дай, где почитать можно.ALX писал(а):Классная статья. Научный подход радует и виден пытливый ум автора.
2Nikolay: Есть статья про типы подвесок, применяемых в велосипедах... (не такой научный подход...)
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость